Словарь музыкальных терминов
Ария
Ария (ит. aria - песня) - развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы. Иногда Ария состоит из нескольких контрастных разделов. Разновидности Арии - ариетта, ариозо, каватина, кабалетта, канцона, монолог и т. д.
Баритон
Баритон (греч. barytono - тяжелозвучный) - мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название - высокий бас.
Виртуоз
Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка - музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.
Гусли
Гусли (от древнерусск. гусель - струна) - старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Гуслях - гусляр.
Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.
Импровизация
Импровизация (от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Камерная музыка
Камерная музыка (от ит. camera - комната) - музыка для солирующих инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.
Либретто
Либретто (ит. libretto - тетрадка, книжечка) - полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Либретто - либреттист.
Медные духовые инструменты
Медные духовые инструменты - духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. Медные духовые инструменты являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа Медные духовые инструменты пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.
Меццо-сопрано
Меццо-сопрано (от ит. mezzo - срединный и soprano) - женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. меццосопрано в хоре - то же, что альт.
Ноктюрн
Ноктюрн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.
Оркестр
Оркестр (от греч. orchestra - в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в Оркестре исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов Оркестры разделяются на симфонические оркестры, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и др. оркестры. Оперный Оркестр, так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов - групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).
Партитура
Партитура (ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.
Реквием
Реквием (от лат. requiem - покой) - монументальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра. Первоначально Реквием - траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Реквием утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.
Сопрано
Сопрано (от ит. sopra - наверху, выше) - самый высокий женский голос. Сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.
Тенор
Тенор (от лат. tenere - держать, направлять) - высокий мужской голос. Тенор подразделяется на лирический и драматический.
Увертюра
Увертюра (фр. ouverture - открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.
Фуга
Фуга (ит. и лат. fuga - бег) - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.