Пан-флейта
Пан-флейта, или флейта Пана – старинный духовой инструмент, представляющий собой набор скрепленных между собой трубочек разной длины, глухих с одной стороны. При игре с помощью наклона под разным углом из флейты можно извлечь звуки разной высоты тона, как выше так и ниже на полтона и больше, что делает ее особо ценным инструментом для исполнении народной музыки. У разных народов есть аналоги пан-флейты. В Молдавии это най, в Грузии – ларчеми, в России – кувиклы или цевницы, в Перу – сампоньо, в Литве - скудучай и т.д. Аналоги этого инструмента есть и у индейцев разных стран, и у народа коми, и в Румынии, и в Англии и еще во множестве стран. По предположениям ученых изобретение флейты принадлежит древним людям эпохи неолита.
Свое общепринятое название флейта получила благодаря греческим мифам. По легенде, божество природы Пан увидел прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился. Пан погнался за ней, а Сиринкс с трахее прибежала на берег реки и взмолилась «Что же мне делать?» И боги сжалились над ней, превратив ее в тростник. Пан не догнал нимфу и, горюя по ней, сорвал несколько трубочек тростника и сделал прекрасную флейту с чудесным голосом. Именно поэтому в Греции традиционное название этой флейты – сиринкс. Материал, из которого делают пан-флейты, зависит от страны, в которой ее сделали. Это может быть и тростник, и бамбук, и бузина, и клен, и красаное дерево. Современные панфлейты иногда делают из пластика. Длина трубок может варьироваться от 10 до 120 см. Пан-флейты бывают двухъярусные и двухрядные. На таких инструментах играют вдвоем. В русской цевнице каждая трубочка имеет собственное название – гуень, подгудень, средник, пятушка и т.д.
Молдавское название инструмента – най – происходит от персидского слова «най» (тростник). Этим объясняется то, что в Средней Азии существует еще один иснтрумент с таким же названием. Но в отличие от молдавского, среднеазиатский най представляет собой одноствольную флейту, ничем не напоминающую флейту Пана.
Популяризации пан-флейты в Европе способствовали румынские музыканты, гастролировавшие в 70-хх годах прошлого века. На сегодняшний день известность и еще более широкое распространение она получила благодаря известным во всем мире перуанским бродячим музыкальным коллективам, таким как Инка Карал, Ларамарка и т.д.
Читайте также: