Флажолеты
Во-первых, начнём с факта, 12-й лад наши струны делит на две части. Таким образом, длина натяжки равна длине от головы грифа (где струны натягиваются) до 12-го лада. Всем известно, когда гитару планово «проверяют» на определение того, строит ли она, то сравнивают звучание флажолета на двенадцатом ладу со звуком на зажатом все том же 12-м ладу. Следует вывод: флажолет на двенадцатом ладу идентичен и ноте на нём.
На каких же ладах можно поставить флажолеты (лады — металлические ребра):
4-й лад — он поднимает на две октавы ноту, которая на ладу и находится.
5-й лад — он поднимает примерно на 9.5 ноту, которая на ладу (идентичен ноте 24-го лада)
7-й лад — он поднимает на октаву ноту, на этом ладу находящуюся.
9-й лад — он поднимает примерно на 9.5 ноту, что на этом ладу находится.
12-й — он идентичен ноте 12-го лада.
А говорить о флажолетах свыше 12-го лада не имеет смысла, они повторяются, как в зеркальном отражении. Симметрия идёт не по ладу, но по расстоянию, начиная от 12-го лада. К примеру, флажолет 9 лада равен флажолету 16-го. Заметьте, они находятся на различном расстоянии от двенадцатого лада относительно числа ладов, и на одинаковом - относительно длины. Флажолет 5-го лада равен флажолету 24-го лада. Флажолет 4-го равен флажолету возле звукоснимателя…