headerphoto

Струнный инструмент тар



Тар представляет собой щипковый струнный музыкальный инструмент, который распространен в Азербайджане, Иране, Дагестане, государствах Ближнего Востока. Само наименование «тар» с персидского языка переводится как «нить».

Использование тара

Тар является сугубо виртуозным инструментом. Применяется и сольный тар, и в составе ансамблей. Наигрыши на таре обычное представляют собой мелодии, исполняемые в унисон на двух струнах, в некоторых случаях на одной, тогда вторая струна становится резонирующей. Мелодия опирается на аккорды, включаемые эпизодически. Нижний регистр инструмента насыщенный, густой, имеет бархатный тембр, а верхний регистр – серебристый, звонкий.

В музыкальной сфере Азербайджана тар использовался в основном в виде главного инструмента в составе мугамного трио – он включало также инструменты гавал и кяманчу. Следует сказать, что тар, как в составе мугамного трио, так и в сольном виде, до нашего времени продолжает играть особенную роль в мугамном искусстве Азербайджана в популярной и классической музыке этой страны.

Очередной расцвет исполнения музыки на таре начался в двадцатом столетии. Так, к примеру, тар получил главное место в первом нотном оркестре музыкальных народных инструментов, который был создан в тридцатых годах. Инициатором являлся Узеир Гаджибеков. Школа исполнительства по нотам на национальных народных инструментах еще больше расширила художественные и технические возможности инструмента тара.

Таким образом, тар является одним из немногочисленных национальных инструментов, для которых специально писались музыкальные произведения. В начале прошлого столетия в азербайджанском искусстве начал распространяться принципиально новый жанр мугамной оперы, чьим создателем являлся Узеир Гаджибеков. Во всех мугамных операх партии вокала исполнялись только в сопровождении тара. Композиторы Азербайджана также создали крупные произведения, в том числе концерты для инструмента тара в составе оркестра.

Как звучит струнный тар?

Тар изготавливается из дерева. Его форма напоминает гитару. Корпус представлен двумя чашами из тута, затянутых мембраной, заменяющей деку, из животного пузыря или кожи рыбы. Также у него есть головках и длинная шейка из орехового дерева. На грифе двадцать главных навязных лада и три дополнительных наклеенных лада у корпуса. Основные лады зафиксированы колышками из дерева, они находятся в соответствующем желобе шейки.

Древний четырех или шестиструнный тар обладал нетемперированным 19-ступенчатым звукорядом, включал в себя полутона и интервалы, звук извлекали с помощью рогового плектра. Среди разновидностей тара можно выделить такие инструменты сетар, дутар, чахатар, шештар. Самая распространенная строй-тара. Ее хроматический звуковой ряд имеет две с половиной октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от ноты до малой октавы до ноты соль второй октавы, но во время игры можно взять и ноты выше.

История создания гитары

Первым музыкальным инструментом, который был похож на гитару был музыкальный инструмент набла. Читать дальше

Гобой

Гобой —духовой музыкальный инструмент сделанный из дерева, в отличии от кларнета гобой имеет двойной язычок. Читать дальше

 

Инструменты древнего мира

Народные инструменты

Необычные инструменты

Новости

Relax-страничка

Словарь музыкальных терминов

 

www.muzyr.ru